«Зеленые человечки» как фактор президентских выборов в Беларуси
По данным социологов, количество жертв информационной войны приблизилось в России к 90%, в Беларуси – к 70%.
Незамеченная белорусскими СМИ прошла первая годовщина обращения президента России Владимира Путина в Совет Федерации за разрешением ввести войска в Крым и Севастополь.
Между тем, 1 марта 2014 г. – это дата, с которой начался новый отсчет исторического времени в славянском треугольнике Беларусь – Россия – Украина. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть на любой новостной сайт. Он будет заполнен новостями (экономическими, политическими, социальными), первопричиной которых послужили «зеленые человечки».
Для тех, кто сомневается в столь решительном выводе, приведу три первых заголовка, позаимствованных в разделе «Политика» на «Белорусском партизане» (21:59 05.03.2015): «США и ЕС обсуждают новые секторальные санкции против России», «Боинг рейса МН17 был сбит российским "Буком" – прокуратура Нидерландов», «Financial Times: стратегия выживания Путина – это ложь и насилие».
За прошедший год мы узнали, что, помимо обычных войн, существуют еще войны гибридные. Стоит только в Google набрать четыре буквы (гибр) как поисковик уже подсказывает искомое словосочетание, что свидетельствует о его популярности.
Составной частью гибридной войны в Украине стала война информационная. Количество ее жертв в России, по данным социологов, вплотную приблизилось к 90%, в Беларуси – к 70%. В частности, с оценкой присоединения Крыма к России, транслируемой российскими телеканалами, в сентябре согласилось 67,8% соотечественников, тогда как доля несогласных оказалась в 4 раза ниже – 17,1% (здесь и далее данные Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого).
Удивляться этому не приходится: с различной степенью регулярности российские телеканалы смотрят почти 90% белорусов.
Но речь идет не о формировании новых ценностей и установок, навязанных двум братским народом государственной пропагандой. Всего гораздо печальнее. Никакая пропаганда за год структуру ценностей населения изменить не в состоянии. Все, на что она способна за столь короткий срок – это выявить социальную структуру общества. Пропаганда выступила в роли своеобразной лакмусовой бумаги, опущенной в социальный раствор.
Ее красный цвет свидетельствует о том, что раствор оказался кислым, т.е. авторитарным. В таком растворе в современных (постиндустриальных) условиях экономическое развитие невозможно. Что мы на практике и наблюдаем: в России рост ВВП в нулевые годы обеспечивался за счет увеличения цен на сырье, в Беларуси – за счет российских дотаций.
У каждого, как гласит народная мудрость, свои тараканы в голове. В головах белорусов, разделяющих европейские ценности, тараканы принимают форму «зеленых человечков», аннексирующих части белорусской территории по крымскому сценарию. В марте с такой возможностью соглашалось 11,1%, в декабре – 19,8%.
Рост почти двукратный! Без независимых СМИ тут не обошлось. Технические возможности независимых и государственных СМИ в Беларуси в силу понятных причин несопоставимы. Однако их рейтинги доверия отличаются незначительно (по данным НИСЭПИ в декабре 2014 г. государственным СМИ доверяло 47,1%, негосударственным – 41,7%).
Если каждый пятый в республике-партизанке опасается агрессии России, то это свидетельствует об эффективности независимых СМИ.
Раз, приняв определенную реальность, далее массовое сознание работает на ее подтверждение. Поэтому воспринимается только та информация, которая соответствует структуре пропаганды, и отсекается все то, что не укладывается в данную схему.
Какой из этого следует вывод? Реальность, сформированная в головах белорусов российскими СМИ в 2014 г., не «рассосется» к ноябрю текущего года. Она станет важным фактором президентской избирательной кампании.