Белорусское эхо российской мобилизации


Аномалия-2014 функционирует по «принципу велосипедиста». Стоит только пропаганде перестать «крутить педали», как градус мобилизационного возбуждения начнет снижаться.


os.colta.ru

В связи с проведением чемпионата мира по хоккею 2014 год был объявлен в Беларуси «Годом гостеприимства». Но в наше динамичное время спортивные «саммиты» сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, поэтому кто сегодня вспоминает о том, что в мае в Минск понаехало гостей с иноземных областей?

На дворе октябрь, подводить итоги уходящего года вроде бы рановато. Тем не менее, лидер в номинации «субъект года», я полагаю, уже определился - это СМИ. Не зря же их называют «четвертой властью». Порядковый номер не должен смущать. И последние при определенных обстоятельствах становятся первыми.

Российским телеканалам мы обязаны формированию Анамалии-2014, под которой я понимаю увеличение позитивного восприятия белорусской власти в условиях стагнации доходов населения.

По данным НИСЭПИ, в сентябре относительно декабря электоральный рейтинг Лукашенко увеличился на 10 пунктов и составил 45%. Согласно официальным данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы в январе-августе 2014 г. по сравнению с январем-августом 2013 г. увеличились на 2,7%, годом ранее – на 19,2%. Т.е. темпы роста реальных доходов населения сократились в 7,1 раза»!

«Решение крымского вопроса, – отмечает эксперт «Левада-Центра» Мария Красильникова, – вызвало небывалый прилив социального оптимизма, основанного на стремительном росте надежд на эффективность верховной власти».

Безусловно, Аномалия-2014 в белорусском и в российском вариантах – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Но это количественные разницы, а не качественные.

Таблица, позаимствованная на сайте НИСЭПИ (iiseps.org), позволяет нам оценить динамику рейтингов доверия государственных и негосударственных СМИ.

Декабрьский опрос 2010 г. был проведен сразу после окончания президентских выборов. Общество еще не успело выйти из состояния политического возбуждения (политической мобилизации), в которое его перевели государственные СМИ. Речь следует вести именно о государственных СМИ, т.к. их суммарная «мощность» на порядки превышает «мощность» негосударственных конкурентов.

Мобилизация усиливает поляризацию в обществе. Такова ее природа. Поэтому любая односторонняя агитация будит в расколотом обществе не только потенциальных сторонников, но и одновременно потенциальных противников. Отсюда рекордные значения рейтингов доверия государственных и негосударственных СМИ в декабре 2010 г.

Динамика рейтингов доверия СМИ. (в процентах от числа опрошенных)

 

12'10

09'11

06'13

09'14

Государственные СМИ

53

26

34

39

Негосударственные СМИ

46

32

31

36

Сентябрьский опрос 2010 г. (вторая колонка) пришелся на пик экономического кризиса. Рейтинг доверия Лукашенко упал до исторического минимума, что спровоцировало падение рейтингов доверия всех государственных институтов, включая государственные СМИ. В сложившихся условиях доля белорусов, доверяющих негосударственным СМИ, на 6 пунктов превысила долю белорусов, доверяющих СМИ государственным.

За два последующих года с помощью дополнительных дотаций со стороны России белорусскому государству удалось вернуться к двузначному росту доходов населения, что не могло не сказаться позитивно на рейтинге доверия государственных СМИ. Прибавив 8 пунктов, они вновь вышли в лидеры.

Что мы имеем сегодня? Сегодня мы имеем Анамалию-2014. Одновременный рост рейтингов доверия государственных и негосударственных СМИ – верный признак мобилизации белорусского общества. Сравнение последней колонки таблицы с первой позволяют нам охарактеризовать нынешнюю мобилизацию как мобилизацию-light. Однако ее энергии хватило для слома многолетней зависимости рейтинга Лукашенко от темпов роста доходов населения.

Каковы ближайшие перспективы Аномалии-2014? Признаюсь, я предсказывал ей недолгую жизнь еще по результатам мартовского опроса. Безусловно, я не мог предположить, что у «вежливых людей» в Крыму эстафету примут далеко невежливые люди в Луганске и Донецке.

Аномалия-2014 функционирует по «принципу велосипедиста». Стоит только пропаганде перестать «крутить педали», как градус мобилизационного возбуждения начнет снижаться. При этом не исключено, что мы станем свидетелями «эффекта маятника», когда, двигаясь из крайней точки возбуждения, общество не вернется в привычное состояние политической апатии, а проскочив ее, переключит свои раздражения и фобии с внешнего врага на внутреннего.

Данный эффект, если и будет наблюдаться в Беларуси, то опять же в варианте light. Что касается России, то с учётом нынешнего градуса политического возбуждения российского общества, предсказать его последствия я бы не решился.

Ограничусь одним примером. В сентябре «Левада-Центр» зафиксировал абсолютный рекорд позитивных ответов на вопрос: «Как Вы считаете, есть ли у России враги?» – 84%.

Понятно, что в 1914 г., на начальном этапе Первой мировой войны, социологические опросы не проводилась. О том, каким был уровень ура-патриотизма российского общества ровно сто лет назад, сегодня мы можем судить лишь по воспоминаниям современников. Зато мы хорошо знаем, чем все закончилось.