Неинтересных мест нет, на каждом углу – жизненная драма
8-9 августа под Гомелем прошли «БАЖынки-2014» — традиционный корпоративный фестиваль Белорусской ассоциации журналистов. Отличительным фестиваль сделало не только новое место проведения, но и формат первого дня. Вместо традиционных спортивных состязаний на базе в первый день был организован медиаполигон (медиамарафон) по Гомелю.
br>
На фото: Марта Мартынюк
Участников БАЖинок из разных городов Беларуси по приезду в Гомель разделили на пять команд. Каждой команде нужно было за четыре часа подготовить журналистский материал на заданную организаторами тематику.
Марта Мартынюк, соорганизатор медиаполигона БАЖинок, рассказала Mediakritika.by о собственном опыте участия в медиаполигонах и об изнанке бажинковского мероприятия:
- Что такое «медиаполигон» вообще и откуда он появился в наших краях?
- Идея собирать вместе журналистов и посылать их в разные точки города для освещения событий родилась в недрах российского журнала «Русский репортер». Они придумали концепцию «тотальной журналистики» (что вижу, то пою в режиме онлайн), проводили трансляции с митингов и попутно организовывали медиаполигоны в разных городах России. Осенью 2013 года «русские репортеры» добрались до Минска и сделали полигон в нашей столице при поддержке Института журналистики БГУ. Четыре дня проводились обучающие семинары и встречи с российскими и белорусскими журналистами. Затем начался непосредственно «полигон». В версии «Русского репортера» это 24-часовое вещание: самые крепкие люди действительно находились на точках с 6 утра одного дня до 6 часов утра второго дня.
За сутки журналисты написали более 700 новостей из больниц, парков, кафе, банков, организаций, силовых структур, студий и редакций, да и просто с улиц Минска. Новости публиковались на сайте 24rusrep.ru. Обязательным условием была оперативность – с момента события до публикации должно было пройти не более получаса.
В день Х мне выпало освещать работу Ботанического сада НАН РБ и отдых Александра Солодухи на музыкальной премии в ночном клубе. Прямо с корабля на бал! Это был очень интересный опыт. Мозг настроился на поиск инфоповодов буквально во всем: в разбитых научным сотрудником колбах, в отказе говорящего попугая говорить, в космических репликах Солодухи о небритости и итальянских ботинках… Кажется, это не очень важные вещи, но это повседневная жизнь, кванты реальности, как говорил редактор отдела науки «Русского репортера» Григорий Тарасевич.
- Вы заинтересовались этим форматов и решили проводить такие полигоны самостоятельно?
- Да. После медиаполигона «Русского репортера» я вернулась в Брест под впечатлением. Рассказала о нем в университете, и меня попросили попробовать сделать что-то подобное для студентов. Попробовали – получилось. И не хуже, чем у «Русского репортера». Даже те мои одногруппники, которые не являются фанатами журналистики, заинтересовались такой онлайн-работой. Через некоторое время в университете была организована Неделя журналистики для студентов и школьников, одним из мероприятий стал «Медиаполигон». И снова он прошел на ура. За час на паблик «Вконтакте», где публиковались новости, подписалось более 200 человек. Читатели активно лайкали и обсуждали наши тексты, а начинающие журналисты втянулись и делали новости уже после мероприятия.
- Как идея «медиаполигона» попала в план проведения БАЖинок-2014?
- Белорусская ассоциация журналистов узнала о брестском полигоне и решила подхватить идею для БАЖинок. Но для «бажного» мероприятия мы решили достаточно кардинально изменить условия, сделав ставку на качество вместо количества. Поэтому медиамарафон (даже по-другому назвали, не «полигон», а «марафон») требовал от участников не новостей и онлайна, а качественных и интересных работ.
- Как придумывали темы для команд?
- Темами занималась гомельская филия, все-таки гомельчане лучше знают, о чем в их городе можно писать. Общая тема звучала как «Мифы и реалии Гомеля». Главный миф/реалия – это шоколадные пельмени, которые вроде бы делает «Спартак». Журналистам предложили выяснить: вроде бы или на самом деле? Команда выяснила и получила свое почетное второе место. А первыми оказались журналисты, которые вытянули очень серьезную тему. Им было предложено разведать ситуацию с радиоактивными продуктами на рынках Гомеля.
Одна команда сама нашла себе тему, что еще больше походит на первоначальную концепцию медиаполигонов: по заданию журналисты должны были пообщаться с гомельскими скейтбордистами, но в 30-ти градусную жару не нашли их. Зато нашли бабулю, которая играет лампочкой на гитаре и снималась в «Минуте славы». Так внеплановая история жизни бабули заняла третье место.
- Что дают журналистам такие игры?
- Драйв от работы «в поле», а не на телефоне и за компьютером. Свобода выбора темы и путей ее разработки. То есть, над журналистом не стоит редактор, и не нужно придерживаться редакционной политики и стиля издания. Можно написать так, как хочешь, как чувствуешь. Немаловажен соревновательный момент. Думаю, такие марафоны можно проводить в редакциях среди журналистов, отпуская их в город даже без конкретного задания, а потом выбирая лучший текст. Такие штуки встряхнут любую редакцию. А для студентов это возможность пробовать профессию на вкус, находить темы, «пытать» людей, и делать все это оперативно, а не «в номер».
Для журналиста полезный навык – видеть интересное в повседневном. Медиаполигоны от «Русского репортера» учили искать нетривиальные инфоповоды. А где же их искать, как не на улице? Такие «хождения в народ» смогли бы помочь нашей журналистике повернуться лицом к читателю, вернуть человека в журналистский текст. Обычного такого человека, не политическое деятеля, не шоумена, не преступника, не бизнесмена, а рядового гражданина, который тоже имеет свое мнение, свои проблемы, свои истории.
СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕДИАПОЛИГОНОВ:
1. Определить список тем или точек. Трансляции можно вести не только с массовых мероприятий, но и из машины скорой помощи или милиции, с рынков, кафе, роддомов, кинотеатров, школ, автобусов и прочих самых обыкновенных мест. Чем проще место, тем интереснее узнать читателю, что можно увидеть там глазами журналиста. Неинтересных мест нет, на каждом углу – жизненная драма.
2. Найти консультантов, которые помогут журналистам на точках. Договориться с ними предварительно. Это могут быть руководители фирм, экскурсоводы, менеджеры, начальники, которые встретят журналиста и будут готовы ответить на вопросы. Можно обойтись и без них.
3. Участники должны начать работу одновременно. Тексты можно высылать онлайн или предоставить после окончания полигона. Онлайн – интереснее, отсутствие времени на правку вынуждает журналиста писать хорошо с первого раза.
4. Обязателен разбор полетов и обсуждение после того, как тексты были сданы и оценены.
СПРАВКА
Марта Мартынюк — журналист из Бреста, до медиамарафона БАЖинок имела опыт организации двух подобных мероприятий. Первый - в Брестском государственном университете им. Пушкина в качестве практического занятия для своей группы. Второй – на Неделе журналистики в университете для более широкого круга участников: студентов и школьников.
О СУДЬЯХ
О том, как организаторы медиамарафона БАЖинок работали с судьями, рассказывает Ольга Бабак, соорганизатор мероприятия:
- Судей было пятеро: Александр Томкович, Александр Коктыш, Сергей Балай, Дмитрий Лукашук и Людмила Отченашенко. Принцип отбора в команды: опытные журналисты, разных поколений, поработавшие и в печатных, и в интернет-медиа.
Со всеми предварительно договаривались, а накануне напоминали, чтобы вечером 8-го августа были рядом с компьютерами. Предполагалось, что материалы пришлют после 18-19-ти часов, но в реальности вышло – после 22-х... Дело в том, что многие команды сдавали фото, видео и текст по отдельности, а жюри нужно было показывать цельный «продукт». Поэтому много времени ушло на оформление, расстановку фото, закачку видео на youtube, что, с учетом нашего местонахождения в гомельской глубинке, было непросто.
Никто из жюри не подвел. К утру все оценки и отзывы были в почтовом ящике организаторов. Сергей Балай, например, в 3 часа ночи отправлял отзывы, будучи в Вильнюсе! Так что мы очень благодарны коллегам за надежность и ответственность.
Совет от Ольги Бабак:
Возможно, стоит давать меньше времени на подготовку материалов либо давать несколько заданий, чтобы не сбавлять темп и «покрыть» больше тем. Сложность была и в том, что материал нужно было писать коллективно. Журналисту всё же проще работать индивидуально, на собственной технике, и самому отвечать за свою работу. С другой стороны, было бы не так весело и люди не так быстро перезнакомились бы. А наша цель была именно в этом.