Комиссия по экстремизму: угроза независимым СМИ или латание дыр в законодательстве?
— Создание комиссии — это косвенное признание правительством и властями, что проведение экспертиз по подобным делам осуществляется по не совсем внятным критериям. Сейчас власти пытаются их прописать, — считает эксперт.
Правительство создает экспертную комиссию по оценке информационной продукции на предмет наличия в ней признаков проявления экстремизма. Как это отразится на деятельности независимых медиа — об этом Андрей Бастунец, юрист, заместитель председателя ОО «Белорусская ассоциации журналистов».
— Создание комиссии — это косвенное признание правительством и властями, что проведение экспертиз по подобным делам осуществляется по не совсем внятным критериям. Сейчас власти пытаются их прописать, — считает эксперт.
Экспертами в делах по проявлению экстремизма назначались преподаватели Гродненского университета, для организации экспертизы привлекался идеологический отдел Гродненского облисполкома.
— Это вызывало серьезную критику, а в законодательстве не было четко прописано, кто может проводить такую экспертизу, — добавляет Андрей Бастунец.
— Отразится ли создание комиссии на деятельности белорусских СМИ, особенно независимых?
— Не думаю, что отразится. У нас правоприменительная практика превалирует над собственно правом, поэтому в случае государственной необходимости результаты экспертизы могут быть такими, какие необходимы в определенный момент. Я сегодня знаю нескольких действительно хороших экспертов в данной сфере, которые могут работать четко и грамотно. Но в большинстве случаев те экспертизы, с которыми мы знакомились как о признании материалов экстремистскими, так и по лингвистическим делам, весьма уязвимы для критики.
— Приближается важная электоральная кампания. Скажутся ли каким-то образом появления подобных структур на распространении независимой информации и почему?
— Я так не думаю. Я скорее считаю, что это является признанием определенных недостатков в том, что происходило раньше. Добиться необходимого судебного решения представляло бы определенный интерес даже при существующем ранее положении дел для власти. Здесь просто прописывается механизм, который делает, по крайней мере, более понятной и внятной процедуру. Хотя это не означает, что данная процедура признания материалов экстремистскими будет более открытой. Но появляется возможность обжаловать решение экспертной комиссии.
Во всяком случае, ситуация становится более урегулированной, и не думаю, что это направлено на ужесточение ситуации. Скорее на закрытие правовых дыр.
Справка «Завтра твоей страны»
В состав комиссий войдут «авторитетные эксперты в сфере философии, психологии, филологии, социологии, а также представители органов государственного управления, осуществляющих противодействие экстремизму, что позволит всесторонне и компетентно рассматривать материалы на предмет наличия в них признаков экстремизма», — говорится в официальном комментарии к документу.
«Комиссия будет иметь право запрашивать и получать необходимые документы, материалы и информацию, имеющие значение для проведения экспертиз. Также она сможет приглашать и заслушивать на своих заседаниях представителей госорганов, организаций, общественных объединений и индивидуальных предпринимателей. При необходимости для экспертиз будут привлекаться различные специалисты, общественные деятели, не входящие в комиссию», — подчеркивается в комментарии.
Основаниями для проведения экспертизы информационной продукции будут обращения государственных органов, организаций, общественных объединений и индивидуальных предпринимателей, а также постановление (определение) госорганов или должностных лиц, которые имеют соответствующее право.