Эгле Дигрите: Никто не хочет платить фрилансерам большие деньги
На семинаре «Школа молодых фрилансеров» в Вильнюсе выступила журналист-фрилансер Эгле Дигрите. Она из Литвы, но сейчас живет и работает в Германии. Эгле рассказала о том, как работается фрилансерам в странах Европы, как разговаривать с редакторами о гонорарах, а также о возможностях для белорусских журналистов на рынке литовских СМИ.
О ФРИЛАНСЕРСТВЕ
Я стала фрилансером не потому, что подумала, что это классно - жить и работать дома. Бывает, что люди работают и в газете, и на радио, и на телевидении. Но есть люди, которым проще работать сидя дома или в ресторане, оттуда писать и продавать свою продукцию. И в то же время, многие думают, что жить и работать дома не очень удобно. Зависит от дедлайнов. Если я знаю, что газета опубликует материал тогда, когда я это напишу, то я не напишу никогда. Редактор должен мне сказать «Напиши завтра». Поэтому когда я должна написать завтра, то напишу сегодня. Когда могу написать через месяц, то через три недели ничего не будет.
Плюс фрилансерства в том, что ты сам себе режиссер. Ты можешь спать когда угодно, работать когда угодно и писать те статьи, которые интересны для тебя.
Фрилансеры часто сталкиваются со следующей проблемой. Когда я звоню человеку, чтобы получить информацию, как я должна себя представлять? «Знаете, вот я хотела бы написать статью для веб-сайта, который никто не знает, но ...бла-бла-бла...». Люди как-то не связывают фамилии журналистов с газетами, поэтому фрилансерам нужно долго работать, чтобы люди узнали и запомнили их. Перед тем, как начать что-то писать, я стараюсь договориться с конкретным СМИ, что оно опубликует мою статью. Тогда спикерам можно представляться журналистом конкретного издания. Важно знать, что ты пишешь не в стол.
Когда работаешь фрилансером, постоянных денег не бывает. Недавно я помогала немецкому журналисту с подготовкой материала, работала для него фиксером. Между Литвой и Беларусью есть несколько деревень, прямо через которые идет граница. Я когда-то писала про это, журналист из Германии нашел меня, попросил помочь. За ту помощь я получила больше денег, чем могла бы получить за работу за месяц для всех литовских СМИ. Но так бывает не очень часто. Если ты как фрилансер пишешь на не очень серьезные темы, то деньги будут не только непостоянные, но их еще и будет мало.
О ЗАРАБОТКАХ
В Литве нет традиции работы с фрилансерами. У каждого СМИ есть свой бюджет, к примеру, 10000 долларов. У редакции есть пять журналистов, которые за эти деньги напишут 500 материалов. А если приходит фрилансер с какой-то супер-историей, то ему нужно платить больше. Это не вписывается в бюджет. Штатный журналист мог бы написать такую же историю и получить ту самую зарплату, заложенную в бюджете. Думаю, что это самая главная причина, почему в Литве не очень развита традиция работы с фрилансерами.
Я знаю несколько людей, им около 40-50 лет, которые заработали себе имя. Они ушли из штата газет и перешли во фриланс. Все редакции знают этих людей, и все знают, что материалы этих журналистов будут хорошими. У этих именитых фрилансеров постоянно есть работа.
Никто не хочет платить большие деньги фрилансерам. Особенно в интернете. В газете все четко: есть количество полос, есть конкретный бюджет, есть журналисты. Редактор просто делит бюджет между журналистами. Когда я работала в самом популярном в Литве интернет-сайте, то нам просто каждый день тысячи людей присылали фотографии и видео с авариями, событиями и т.д. Спрашивали: «А сколько вы заплатите?» - объясняли, что нужно будет приехать в Вильнюс, подписать бумаги и получить маленький гонорар. Большинство людей понимали, что эти деньги того не стоят, но хотели, чтобы их имя появилось на сайте — отдавали бесплатно. Если веб-сайт каждому такому «фрилансеру» начнет платить гонорары, то никаких денег у самих не будет, и поэтому СМИ стараются получать контент бесплатно.
Если я приду в редакцию и скажу: «У меня есть история. Не могли бы ли вы опубликовать ее и заплатить мне за это?», то история должна быть очень сильная. Например, я могу найти секретные данные о финансировании политических партий. Что-то очень уникальное и сильное. Хотя у редактора веб-сайта «15 минут» есть позиция платить каждому за контент хоть сколько-нибудь. Конечно, много не заработаешь с этого и не проживешь, но все-таки не за спасибо сделаешь.
О ТОМ, КАК РАБОТАТЬ С ЛИТОВСКИМИ СМИ
Многие литовские СМИ пишут про Беларусь. Если вы хотите продавать контент из Беларуси в литовские СМИ, то нужно понять, что вы хотите рассказать иностранцам о своей стране. Например, меня интересует политика, что происходит в Беларуси. А также разные интересные истории, life-style. Многие пожилые литовцы считают, что распад СССР был трагедией, а Беларусь — это чудо и рай, такие люди читают life-style оттуда. Также литовские СМИ очень интересует тема белорусской атомной электростанции. За хороший репортаж из Островца можно будет получить, к примеру, больше 60 евро от одного СМИ. Но если из одной поездки привезти 5 материалов, то можно получить, допустим, 300 евро из разных СМИ.
Возможно, в самом начале вам придется написать пару статей бесплатно, чтобы редакция увидела ваш стиль, но ни в коем случае нельзя постоянно писать бесплатно, давать ездить на себе. Отказывать нужно вежливо, но не очень резко. Просто назвать свои условия.
Можно не только писать статьи, но и связаться с литовским телевидением и радио. Им иногда нужны материалы из Беларуси, но не так легко собраться и приехать к вам из Вильнюса. Если что-то будет происходить в Минске, то СМИ будут знать, что у них на месте есть собственный фрилансер.
Если вы придете в редакцию и скажете «Вот у меня есть статья и я хочу за нее 60 евро. Покупаете или нет?» - такое не сработает. Нужно как на базаре: «Вот у меня есть крутая тема, очень классная статья!». Можно сказать: «Я думаю, поговорю с людьми, смогу собрать такую-и-такую информацию, интересует вас это или нет?». Если интересует, то «не за спасибо буду писать, хотел бы получить за это около 60 евро». Можно прислать уже готовые фотографии и текст, но часто такая игра не стоит свеч.
У крупных литовских веб-сайтов (например, Delfi) есть русскоязычные версии, можно туда предлагать свой контент. Материалы в этих версиях читают очень много русских. Конечно, идеальный вариант для работы со СМИ Литвы — писать по-литовски. Хотя, если статья хорошая, то редакция может ее перевести и для литовскоязычной версии.
Связывайтесь с литовскими редакциями, оставляйте свои контакты. Потому что в Беларуси всегда что-нибудь происходит. У нас редакции очень любят написать «Наш собственный корреспондент в...»